сбережение человека

Известный призыв А.И.Солженицына к «сбережению народа» сегодня, по всей вероятности, должен звучать как «сбережение человека». Широкое обсуждение экономического кризиса, его последствий, возможность его повторения заслоняют более тревожную и фундаментальную проблему: мировой кризис имеет системный характер, практически нет областей жизнедеятельности человека, не пораженных всеобщим кризисом человеческого существования. Политика, идеология, культура, образование, религии, науки о человеке находятся в тупике развития, и причина тотального кризиса в отсутствии знаний о целостности человека, его развитии, способе существования.

Сколько бы мы ни сокрушались о несовершенстве человека и мира, сколько бы ни призывали человека к разумной и нравственной жизни, мы не достигнем удовлетворительного существования, пока не будем понимать человека, не будем учитывать человеческую реальность в ее полноте и не организуем на этой основе нашу жизнь. Можно, конечно, искать «виноватых», списывать на природу, государство, но поиск виноватых никогда не приносит удовлетворения. Сказанное не означает, что государство, общество, родные и близкие не должны заботиться и помогать нуждающимся. Удовлетворение, счастье, радость бытия зависят от самого человека. Почему, как кажется, человек перестал развиваться, почему прежние правила и нормы организации человеческого существования все чаще дают сбои или совсем не «работают»? Почему, не одно столетие вырабатывая нормы человеческого общежития, человек остается или, по мнению некоторых, становится все более безнравственным и все более неразумным?

Простого решения эти вопросы не имеют, и вполне предсказуемо, что значительное число людей не будет читать эти строки. Но людей, задумывающихся о будущем человека и человечества, немало, и эти строки для них.

Сбережение человека – это сбережение человеческого в человеке, это сбережение способности человека жить нравственно и духовно. Современное состояние нравственности и духовности таково, что возможность что-либо изменить вызывает сомнение, недоверие и даже сарказм. Значит, пришла нужда в новых более глубоких подходах к этим областям человеческой жизнедеятельности. Сегодня людей, старающихся жить правильно, нравственно, немало. Но что есть нравственность и духовность в современных условиях, когда нормы и правила обретают относительный характер в быстро меняющемся мире? Более того, каждый из нас не раз убеждался, что исполнение норм и правил совсем не означает соответствующих мотивов и результатов. Формальное исполнение норм и правил, что встречается нередко, оборачивается фальшью, недоверием, бессмысленностью и безнравственностью.

Создание концепции целостного человека и способа его существования и постепенный переход к практической реализации этой концепции - это процесс длительный и требующий нелегких усилий. Но сегодня важна альтернатива современной жизни и движение к ней, в этом случае мы, вне сомнений, выиграем.

«Познай себя и ты познаешь мир» - учил своих учеников Сократ. Знает ли себя человек, знает ли человека наука? Конечно, наука накопила немалый массив знаний и каждый из нас в той или иной степени знает себя, но знание это фрагментарно. Обычно мы знаем себя со стороны, которую мы сами проявляем и которую видят другие. А наш внутренний мир, полный сомнений, тревог, страхов, несбывшихся надежд, ожиданий, остается не осознаваемым нами и, тем более, неизвестным другим. Наше внутреннее пространство, заполняясь новыми достижениями и печалями, взлетами и разочарованиями, счастливыми минутами и неудовлетворенностью, влияет на все стороны нашей жизни и постепенно, хотим мы того или нет, определяет наше восприятие, отношение, речи, поступки, поведение и жизнь в целом.

Нельзя сказать, что внутренняя жизнь в прошлой истории человечества была простой и понятной, но нужды выживания и самосохранения не позволяли большинству человечества обратиться к решению этих трудностей. Сегодня, когда значительное количество людей обрело навыки материальной и социальной жизни, понятия духовности, нравственности, души, истины, человеческой любви, Бога все больше исчезают из жизни людей. Культура, за редкими исключениями, сменяется суррогатом или откровенной пошлостью и профанацией, а такие понятия, как совесть, интуиция, проницательность, смысл, признаются, но не имеют сколько-либо разумных, неформализованных обоснований и потому «случаются», а не являются следствием целенаправленных усилий или естественной нормой жизни.

Кроме того, нельзя не отметить, что существовавшие в прошлом формы и методы удовлетворения внутренних запросов, обычно сохранявшиеся в рамках религий, позволяли человеку понимать и принимать происходящее. В сознании людей был некий прочный порядок, устой, который, по мысли К.Ясперса, «от самой простой формы до самого утонченного мыслительного образования был Единым». Этот прочный порядок служил опорой человеку и человечеству. Почему же сегодня все большее количество людей не имеют опоры?

Мы живем в эпоху, когда все явления, процессы, события, нормы и правила обретают относительный и динамичный характер, и человек стремительно теряет точку опоры. Точка опоры - это Нечто неизменное, не подчиненное случайностям какой-либо идеологии, границам культуры, социальным или политическим переменам, природным или повседневным катаклизмам в жизни людей. Это Нечто должно иметь характер абсолютной правды.

Однако на современном уровне развития все, что связано с человеком и зависит от него, имеет столько же вариантов понимания и реализации, сколько людей на Земле. «Осуществление правды или нравственного начала возможно только по отношению к тому, что по самой своей природе есть правда» (В.Соловьев. «Чтения о Богочеловечестве»). И это не временно, не конечно, не является тем или другим аспектом существования, не является центром тех или иных потребностей, интересов, не выступает атрибутом чего-либо (демократия, экономика, социальность и т. д.). Правда или нравственность «возможны только тогда, когда в них осуществляется безусловное, выше людей стоящее начало», по отношению к которому каждый человек, явление равны.

Безусловным началом люди признавали и признают Бога, вкладывая в это понятие не только общие для всех, но и частные для той или иной общности людей смыслы. Сегодня, когда автономное существование наций и народов невозможно, когда миллионы людей не вовлечены ни в какие конфессиональные объединения, когда позиции церквей сохраняют приверженность «своему» пониманию Бога, когда организация человеческого существования на принципах демократии все чаще обнаруживает сбои, недостаточность и все более очевидную зависимость от человека, необходимо обнаружить то, что может быть признано безусловным положительным началом и стать точкой опоры для людей.

Единство Вселенной, интегративная направленность ее развития является научным фактом. Единство есть состояние бытия, которое может быть признано непреложным и безусловным положительным началом и критерием существования и столь необходимой для людей точкой опоры (не отменяя религиозной интерпретации безусловного начала и не входя в противоречия с ней).

Почему именно «единство»? Потому, что единство есть безусловный и непреложный факт существования, состояние бытияполнота жизни: будь то человек, нация, человечество или Вселенная. Единство как безусловный принцип существования может быть представлено и как начало, и как иерархия, и в то же время может быть индивидуализировано. Полнота и целостность жизни, или единство, каждого уровня становления бытия, в том числе человеческого, а значит, единство человека, нации, человечества – неопровержимое условие существования, осознаем мы это или нет. Каждый из нас испытывал чувство единства, например, в состоянии влюбленности или национального единства в дни наших побед и поражений. Почему же единство человечества, нации, человека не очевидно и порой кажется маловероятным?

Проблема не в отсутствии единства, проблема в том, что мы не умеем его сохранять, восстанавливать, переводить на новый уровень. Сегодня в сознании людей нет единства: нет единства в человеке, нет национального единства, нет единства человечества, - и все больше людей остаются неприкаянными, хотя неприкаянность во многих случаях прикрыта глянцем или деловитостью. Отсутствие единства, неупорядоченность существования – это отсутствие опоры.

Единство любой самоорганизующейся системы - от элементарной частицы до Вселенной - является безусловным и непреложнымфактом существования. Этот научный факт способен обеспечить прочный порядок и устой. Современный человек поглощен текущими заботами и интересами в ускоряющейся динамике жизни и крайне редко задумывается о порядке и целесообразности существования. Порядок присутствует в микромире, макромире, в природе, порядка, как кажется, нет в человеческой жизни. Более правильно и точно сказать, что порядка нет в голове, сознании человека. Одно из основных свойств ума, как инструмента сознания, упорядочение содержимого самого ума и жизни. Обретая стабильный порядок в сознании, уме, человек обретает порядок в своей жизни. Что значит порядок в голове? Если понятие «порядок» заменить понятием «смысл, логика избирательности и направленности существования» и предположить, что в сознании конкретного индивида все уровни «смыслов и логики …» человека, нации, человечества подчинены общему принципу, например единству каждого субъекта, в сознании образуется порядок и опора. Вполне понятно, что человек будет то забывать, то сомневаться, то не верить, но постепенно сам убедится: когда в его сознании порядок, его состояние, его жизнь и дела обретают устойчивость, надежность и эффективность.

Единства, повторим, нет в сознании. Сознание отличает человека от других существ, и логично считать, что эволюция сознания является эволюцией человека. В общенаучных терминах сознание - это механизм самоорганизации человека. Сегодня актуальность и значимость проблемы сознания не требует признания и обоснований. Ученые эволюцию и изменение сознания связывают с выживанием человечества. Другими словами, от осознания природы, логики развития сознания, зависимости всех аспектов существования человека от организации сознания, самосознания зависит будущее человечества.

Наука и восточная философия утверждают, что сознание имеет три модальности, ориентированные на внешний мир, на внутренний, на внешний и внутренний одновременно (экстраверсия, интроверсия и амбивертность). В соответствии с модальностью сознания человек воспринимает, живет и преобразует свое существование. Одни преобразуют внешнюю среду, другие - внутренний мир, третьи - внешний и внутренний аспекты своего существования. На определенной стадии развития сознания ограничения каждого из типов преодолеваются, и человек становится способным воспринимать себя, окружение, мир целостным, единым. Человек может обрести единство, а значит, опору. Но достижение единства в себе, нации, человечестве требует усилий: не только потому, что бессознательное переходит в сознательное нелегко, но и потому, что у каждого человека и человечества в целом имеется немалый груз прошлых заблуждений и ошибок.

Выход из кризиса, в котором оказалось человечество, - в осознании необходимости общего для всех безусловного начала и критерия. Принять гипотезу Единства существования и выработать новые подходы к человеческому существованию на основе Единства – первый шаг. Но и первый, и последующие шаги, без фундаментального пересмотра материалистического основания современного мироустройства, останутся благими намерениями.

В материализме, который все еще определяет общую организацию жизни, Я (субъект, сущность) неизвестно, не имеет реального бытия. В то же время сознание остается наименее исследованной областью науки. Если субъект и сознание (дух и душа) – два компонента структуры человека, науке фактически неизвестны, присутствуют как виртуальные феномены, возможно ли подлинное уважение к человеку и удовлетворительная организация жизни?

По всей видимости, человечество в своем развитии достигло стадии, когда порядок, опора, единство должны из бессознательного состояния перейти в осознаваемый факт существования. Древние источники классического Востока наше время называют Великим Переходом, и наука, как известно, утверждает переход от бессознательной, биосферной, эволюции к сознательной, ноосферной. Но сознание, несмотря на признание его актуальности в жизни людей, остается наименее исследованной областью науки. Если же обратиться к духовным учениям мира, о тождестве которых открытиям последней трети двадцатого века все чаще заявляет наука, мы обнаружим полноту знания о человеке, возможность обрести единство.

Итак, порядок, гармония, мир неустойчивы потому, что отсутствует знание о целостном человеке и способе его существования. Примем в качестве гипотезы идею Единства, являющегося безусловным и непреложным началом и критерием существования.

«Полноценная интеграция субъекта в любую структуру без насилия и потери жизненности возможна только при условии сохранения им самотождественности. Попытки преждевременной интеграции (до достижения самоопределенности) приводят к понижению жизнеспособности» (М.Крэмптон). Сбережение человека возможно только при «условии сохранения самотождественности», «достижения самоопределенности».

Но что есть самотождественность в переменчивой жизни человека и мира? Каждый из нас воспринимает свое «я» как нечто постоянное, неизменяющееся, лежащее в основании. Самотождественность – это сохранение субъектности человека, свернутой информации основных качественных и количественных параметров, определяющих жизненную избирательность и направленность, способ существования. Субъектность, даже если человек ничего не знает о ней, позволяет человеку, несмотря на любые перемены, знать себя как отдельное существование. Обнаружить Я – это обнаружить свою Подлинность, свою опору.

Человек не знает дальнейших шагов развития, но отсутствие развития ведет к упрощению, понижению интересов, стагнации, упадку, разрушению и распаду. Эволюция человека – это медленное развитие, раскрывающее все потенциально присущие человеку как виду свойства и качества. Сопоставление и анализ возможностей, способностей, эффективности жизнедеятельности людей разных исторических эпох под углом целостности, полноты, обеспеченных сознанием (механизмом самоорганизации человека), позволяет говорить о трех больших периодах эволюции. Три периода эволюции – это последовательное овладение бытийным, рефлексивным и духовным слоями сознания.

Каждый период имеет свои задачи, свои стадии, раскрывающие определенный диапазон возможностей человека, ведущие к целостности и все большей эффективности жизнедеятельности. Но целостность первого и второго периодов эволюции относительна, полноты всех потенциальных для человека возможностей человек достигает, освоив опыт трех периодов эволюции.

В первом периоде эволюции человек обретает опыт самосохранения и адекватных действий в материальной и социальной (внешней) среде. В результате первого периода эволюции человек достигает личностной целостности, становится координированным человеческим существом. Сознание имеет экстравертную направленность, осваивается бытийный слой сознания. Это, в основном, прошлое человечества.

Во втором, наступающем периоде эволюции, целостный человек – индивидуальность, самосознательный человек. Сознание имеет интровертную направленность, осваивается рефлексивный слой сознания. Индивидуальность - это «внутренний мир человека, который постоянно растет, – и мера напряженности работы этого внутреннего мира является показателем богатства индивидуальности» (Б.Г.Ананьев). Человек, осознающий внутреннюю и внешнюю жизнь, обретает полноту и непрерывность сознания, что приводит не только к адекватному внешнему взаимодействию, но и к способности творческого подхода ко всем вопросам жизнедеятельности, нравственность становится естественным способом жизни.

В третьем периоде эволюции человек осваивает духовный слой сознания, обретает синтетическое сознание, или сознание Целого, Единства. В прошлом людей, достигавших «меры полноты возраста Христова» (Еф. гл.4.13),было немного, единицы, но постепенно число людей, достигавших той или иной степени полноты сознания и жизни, росло, и сегодня их значительное количество.

 Каждому периоду эволюции соответствует определенный аспект познания.

В первом периоде эволюции человек познает рациональное, теоретическое знание, обеспечивающее человека средствами и методами, дающее представление о гипотезах, возможностях, объяснениях. В настоящее время этот аспект познания хорошо освоен и не требует разъяснения.

Во втором периоде эволюции постигается аспект распознавания. Современное состояние информационного поля планеты наглядно демонстрирует нужду в освоении второго аспекта познания. Потоки информации «сбивают» человека с ног, превращая жизнь в бессмысленную погоню за призрачным «нечто». Задача второго периода эволюции - освоение способности выбирать: между неправильным и правильным, правильным и более правильным, между формой и сутью. По мере обретения умения выбирать растет способность интуитивного прозрения.

В третьем периоде эволюции человек осваивает интуицию как осознаваемый целенаправленный процесс достижения достоверного знания, не требующего длительных интеллектуальных усилий. Современная проблема «избытка информации» может быть решена только путем развития интуиции, не требующей длительных интеллектуальных усилий, к тому же далеко не всегда обеспечивающих достоверным знанием.

Можно заметить, что в первый период эволюции человека сопровождает вопрос «что делать?». Но сегодня все чаще звучит вопрос «как делать? как делать и жить качественно, нравственно?». Делать качественно, жить нравственно - это жить самосознательно; осознавая свою внутреннюю жизнь, человек преобразует свое существование. Вопрос «как?» - это вопрос второго периода эволюции. В третьем периоде эволюции человек овладевает способностью знать ответ на вопрос «когда?». Значительное большинство современных людей не знают и не умеют правильно использовать время. Фактор Времени – это фактор сознания, если человек овладел полнотой самосознания, достиг «полноты возраста Христова», достоверное знание не требует временных затрат.

Наука рассматривает эволюцию как развитие внешней жизни человека и потому не знает о трех периодах эволюции. Бытийный, рефлексивный и духовный слой сознания имеется у каждого человека, но степень освоения слоев сознания у каждого субъекта человечества своя. Психологический возраст индивида – это отражение той или иной ступени эволюции сознания.

Сознание (разум) является универсальной категорией, способной разрешить проблемы современности. Если человек отличается от других существ, известных в настоящее время науке, сознанием, одним из базовых свойств которого является способность к преобразованию, логично было бы исследовать сознание и опереться на него в организации человеческого существования.

Парадокс человеческого существования, будем ли мы рассматривать древнюю историю, средневековье или сегодняшний день, становится понятным, если мы понимаем природу и логику развития сознания и самосознания. Овладевая сознанием, человек преобразует материальный мир, овладевая самосознанием, человек становится способным преобразовывать человеческое существование. Способность/неспособность познавать, а значит преобразовывать, становится понятной при сопоставлении двух подходов к познанию: мистического и научного. Знание целостного человека и способа его существования может быть обнаружено и может получить признание, если соединить, синтезировать западный и восточный способы познания. Так как учения западной и православной мистики практически не сохранились, рассмотрим восточный, или мистический, способ познания с позиций Йога-Сутр Патанджали, самого древнего и авторитетного учебника психологии сознания.

Обе системы познания признают три способа познания: эмпирический, теоретический и интуитивный, но имеют принципиальные различия в понимании этих способов. Отметим несколько отличий.

Западный тип мировосприятия имеет дуальный характер, и система познания «мир – человек» разделена на субъектно-объектные отношения. В теории познания после длительного периода обсуждения вопроса о базисе достоверного знания субъект познания был сведён к познавательным способностям и техническим средствам. Сегодня человек как субъект познания, преобразования остаётся неизвестным. Однако, ни отдельные познавательные способности, ни их совокупность, ни разнообразные технические средства не гарантируют достоверного знания. Какие бы области существования человека мы ни рассматривали, любой акт, поступок, деятельность, процесс предполагают прямое или опосредованное участие человека-субъекта. И если в естественных и точных науках в предельно ограниченной области допустима замена или нивелирование субъекта познания, то в гуманитарном знании, науках о человеке, фактическое отсутствие знания субъекта порождает множество проблем. В западном подходе к познанию, несмотря на признание значимости субъекта, субъект неизвестен, сознание заменено мышлением, дедукцией.

Но в то же время западный способ познания выработал понятийный язык и методы перенесения знания в массы, обеспечивая тем самым широкие и разносторонние возможности преобразования среды обитания.

Восточный способ познания имеет иную логику: мир и человек признаются неразрывным целостным организмом и утверждается зависимость знания от человека, субъекта познания, от степени развёрнутости и контроля его сознания. Восточный подход имеет многовековую систему знания, в основе которой природа и логика развития сознания, в соответствии с которыми может быть понят и человек, и нация, и человечество. На основе знания природы и логики развития субъектов познания разработаны методы и техники развития субъекта и его сознания. Трудностью постижения восточных подходов является специфика мистического и восточного понятийного языка и требование особых условий (аскеза, духовный учитель). Кроме того, знание изложено таким образом, что понимание содержания зависит от освоенного уровня сознания (об этом ниже).

В способе познания посредством органов чувств, восприятия, объективной сферой признается совокупность общего и специфического. Наука, признавая первичные и вторичные качества объекта (общее и специфическое), акцентирует общее, считая структуру, контур достаточными для ориентации во внешней среде. Восточные учения считают, что восприятие зависит от периода развития, в восприятии главным становится сначала общее, затем специфическое. В широком и общем смысле с западным подходом можно согласиться. Однако взаимодействие людей, да и познание среды обитания, невозможно без умения правильно воспринимать специфическое. Причиной непредвиденных событий, все нарастающего числа катастроф часто признают «человеческий фактор»; «человеческий фактор» и есть незнание, неумение учитывать специфическое. Например, не понимая мотив, отношение, настроение (специфическое) сотрудника (общее), невозможно правильно строить ни рабочий процесс, ни отношения работников в этом процессе. Или, не зная принципиальные особенности типов сознания, обусловливающих тип восприятия, мышления, жизненных ориентиров, невозможно конструктивно взаимодействовать на политическом поле.

На современном этапе развития человека: главное - это понимание специфического в объекте; разумная, нравственная, конструктивная жизнедеятельность требует знания, в том числе практического, не столько общего (оно познается в основном в детском и подростковом возрасте), сколько специфического. В восприятии интерсубъективность знания может и должна быть обеспечена знанием закономерностей проявления субъективных особенностей.

Сегодня рациональное познание признается основным способом познания. В то же время такая операция теоретического мышления, как обобщение (выявление существенных внутренних связей), применительно к человеку и его жизнедеятельности имеет поверхностный характер. В общественных науках человек и человеческие сообщества остаются объектами, и потому ни человеческая субъектность, ни национальная идентичность неизвестны. В процессе мышления обобщение многих людей остается эмпирическим, то есть основанным на внешних свойствах, признаках, что неизбежно ведет к непониманию самого человека, к невозможности организовать разумное для всех и каждого существование.

Рациональный способ познания требует длительных интеллектуальных усилий и так же, как эмпирический, не обеспечивает достоверного знания.

Несмотря на то что и Восток, и Запад признают интуицию безошибочным способом постижения истины, когда одновременно предстают причина и следствие, объяснения природы, причин, возможностей развития интуиции западный способ познания не знает. Восток имеет знание и методы развития интуиции, но формы и методы развития интуиции имеют мистическую и восточную специфику. Синтез восточного и западного способов познания способен обеспечить развитие интуиции.

В свое время русская культура пыталась создать синтез рационального и мистического способов познания. Так, В.Ф.Одоевский (1803 – 1869гг) мечтал о новой науке, которая «как раз и должна осуществить синтез инстинкта и разума, двух главных способностей человека – природной и сверхприродной». «Синтез инстинкта и разума» – это интуиция, проблема «синтеза инстинкта и разума» и есть проблема сознания, проблема перехода от бессознательной, адаптивной жизни к сознательной, ноосферной.

Восточный и западный способы познания отражают два типа людей, культур, способов существования; оба способа познания имеют свои особенности, свои преимущества и свои недостатки, но могут и должны быть синтезированы. Третий тип людей, культур, имеющих амбивертный характер, чередует направленность на объект и субъет. В однородной национальной и конфессиональной среде амбивертность обретает характер синтеза определенного уровня. Российский тип культуры (сознания), способ существования имеет амбивертный, равнонаправленный, характер, но равнонаправленность, пока субъект не обретает целостность, присутствует как чередование или как компромисс.

Наступает период человеческого развития, когда становится необходимым синтетический способ познания, то есть интуиция; развитие сознания, интуиции должно обрести не мистические, а научные обоснования и методы.

Как утверждает современная, постнеклассическая, наука, Вселенная едина и развитие имеет интегративную направленность, нарушение одного из компонентов может привести к катастрофе. (Ранее мы отметили, что два компонента структуры человека в науке, но не в жизни, остаются виртуальностью, что и привело людей к современному кризису.) Единство, целостность, в том числе человека, нации, человечества, планеты, признается, но мышление людей, получивших западный тип образования, остается дуальным (по закону исключенного третьего). Создание концепции человека и способа его существования на основе синтеза восточного и западного способов познания, ее распостранение постепенно приведет к знанию целостного человека, к новому мышлению.

Хотим мы того или нет, но российская и мировая действительность настоятельно требует перехода к сознательной жизни, так как посредством сознания могут быть разрешены наши трудности, а ускоряющаяся динамика и сложность общечеловеческой жизни требуют быстрого и достоверного способа познания. Развитие интуиции - процесс небыстрый, но генетическая основа нашей культуры, способ существования, наша история подготовили россиян к овладению синтезом инстинкта и разума - к интуиции. Логично было бы внести в научное знание то, в чем мы традиционно сильны.

Принципиально новые подходы к организации человеческого существования на основе философии единства, общенаучных принципов и синтетического способа познания необходимы потому, что человек стал более развитым, и старые методы не работают, не вдохновляют человека на преобразования. Сегодня нередко можно слышать, что человек не изменился: каким был 2000 лет назад, таким и остался. Это верно и неверно - среда обитания претерпела существенные изменения, но сам человек, действительно, изменился мало. Потому что есть только один способ подлинного изменения человека – изменение его самосознания. Повторим. Изменяя сознание, человек преобразует среду обитания, изменяя самосознание, человек становится способным преобразовывать себя и существование в целом.

 Задачей науки является создание концепции целостного человека. Задача общества, государства дать человеку целостное знание и, при необходимости, научить им пользоваться.

Отсутствие обоснованного знания «достижения самоопределенности» субъектами человечества: человеком, нациями - являетсяактуальной проблемой современного периода существования человека и человечества. Не случайно все еще отсутствует убедительная теория психологического развития (развитие сведено к детскому и подростковому) и при всем множестве теорий личности, внешнего человека, теории становления индивидуальности практически нет (материализм отказывает субъектности в реальном бытии).

В прошлом, когда человек был не развит и учился выживать и самосохраняться, каждое человеческое сообщество создавало правила и нормы, позволявшие регулировать общую жизнь людей. Нормы и правила рассматривают внешнее поведение человека, его долженствование, но человек живет внешней и внутренней жизнью. Сегодня, в условиях достигнутого людьми уровня развития, нормы и правила, не основанные на знании различий между людьми, нациями, ведут к непониманию, конфликтам, «праву сильного». Идеи гуманизма, сыгравшие в свое время путеводную роль, все чаще обнаруживают сбои и недостаточность. Гуманизм должен обрести новое звучание, наполниться новыми смыслами. Раскрытие этих смыслов и будет подлинным гуманизмом, подлинным уважением человека, его индивидуальности.

Кризис человеческого существования - свидетельство, что эволюция людей достигла состояния, когда не одиночки, а значительное количество развитых людей не имеет обоснованных ориентиров дальнейшего развития. Развитие человека не завершается стадией становления личности. В отечественной психологии существует подход к пониманию человека, предложенный Б.Г.Ананьевым. По Ананьеву, личность, социальное существо - «вершина» психологических свойств человека, а индивидуальность, уникальное своеобразие особенностей - «глубина» человека. Но развитие индивидуальности, внутреннего мира, фактически остается путем проб и ошибок.

Если значительное число людей перешло и переходит на новую ступень развития и вполне вероятно, что еще большее число готово перейти на эту ступень, более чем разумным является создание систем, обеспечивающих становление индивидуальности. Современный человек хочет понимать происходящее, хочет иметь свою точку зрения, быть независимым, следовательно, нуждается в знании закономерностей внутреннего развития, которое определяет и степень понимания, и степень независимости, и степень преобразования.

Вернемся к вопросу сбережения человека.

Сбережение человека, как было отмечено выше, требует самотождественности и самоопределенности субъекта. Сегодня самоопределение, в основном, не признается стадией развития, присутствует как самоопределение в профессиональной сфере. Причина в отсутствии знания о развитии сознания. Мы будем исходить из признания, что человек проходит через рождение, рост, развитие, самоопределение, самоутверждение, самосознание, самореализацию. И прежде всего нас должны интересовать стадии: самоопределение, самоутверждение, самосознание. Эти стадии не только актуальны для значительного количества современных людей, но и имеют решающее значение для будущего всего человечества.

 Самоопределение - стадия развития, когда человек в результате самопознания определяет для себя жизненные ориентиры.

 Самоутверждение - стадия развития, когда выбранные ориентиры утверждаются.

 Самосознание - стадия развития, когда человек становится самоотчетным не только в своих физических действиях, но и в чувствах, уме, мотивах, сознании.

 Стадии самоопределения и самоутверждения в большинстве случаев повторяются; количество повторов зависит от знания собственной субъектности, которая и определяет жизненную избирательность и направленность. Стадии самоопределения и самосознания, на первый взгляд тождественные, фактически имеют принципиальные различия.

На стадии самоопределения человек знает себя как внешнего человека, как личность, но это неглубокое знание себя. Обычно стадия самоопределения включает старший подростковый возраст, юность и молодость. Знание характерных для этого возраста актуальных задач и особенностей либо отсутствует, либо носит академический характер, превращая знание в информацию. В этот период своего развития человек легко принимает желаемое за действительное, так как жизненного опыта еще нет, но желание стать «взрослым», «самостоятельным» ускоряет все процессы.

Следующая стадия развития - самоутверждение, человек утверждает свои способности, свое понимание отдельных вопросов, жизни в целом. Так как целостная картина существования и развития человека отсутствует, самоутверждение нередко становится не утверждением какой-либо способности, умения, а обретает гипертрофированные формы. По мере самоутверждения, человек обнаруживает собственное несовершенство, что приводит к самосознанию.

Приведем типичные примеры самоопределения и самоутверждения, наиболее ярко присутствующие на национальном уровне (при рассмотрении развития нации по аналогии с человеком). Советский период развития России – это стадии самоопределения и самоутверждения; незнание себя, собственной субъектности, соединенное с присущим нам идеализмом и максимализмом, породило не только множество проблем, но и привело к достаточно быстрой необходимости переосмысления национального самоопределения - к Перестройке.

В период поиска своей идентичности (на стадии самоопределения) человек все больше становится заинтересованным в организации общей жизни людей, понятия нравственности, духовности, свободы, прав человека обретают жизненное звучание. На уровне нации возникают националистические тенденции (как результат некачественного самопознания). Например, период Наполеона не воспринимается как проявление националистических тенденций, но, пройдя ряд фаз самоопределения, сегодня вновь французы стоят перед необходимостью самоопределения (современная Франция – пятая республика).

На стадии самоутверждения человек достигает эффективной жизнедеятельности, с характерными для этого периода «жаждой» свободы, критицизмом, негативизмом, претензиями на свою исключительность.

Сегодня во многих странах можно видеть всплески националистических проявлений. В Европе националистические тенденции присутствуют как повторение самоопределения, в бывших советских республиках и странах Ближнего Востока – это первая попытка самоопределения. Соединенные Штаты Америки, по всей вероятности, повторяют стадию самоутверждения. Все нации, как и все люди, проходят через последовательные стадии развития: никто не лучше, не хуже. На современном этапе развития нет ни одной нации, достигшей самосознания, что, повторим, является следствием незнания себя и часто имеет негативные последствия: акцент на себе – индивидуальный или национальный эгоизм, осуждение, отрицание, критицизм. Философ русского зарубежья Л.П.Карсавин писал: «Критицизм – признак ученичества и не руководимых ясною целью исканий. И даже отдельные критические замечания полезны лишь в качестве иллюстраций доказываемой мысли. Что касается положительного доказательства, оно всегда - раскрытие системы».

Переведем рассмотрение интересующих нас стадий развития в плоскость сознания.

Современной наукой признаются два уровня психических явлений: «натуральный» и «культурный», или бессознательный и сознательный. Сознательным считается произвольно направленное состояние сознания. В связи с тем что сознание остается наименее исследованной областью научной психологии, обратимся к духовным учениям Востока, многовековой спецификой которого было познание внутреннего человека, его сознания. Духовные и философские системы классического Востока имеют более дифференцированный подход к сознанию (повторим, аналогичные системы Запада и России фактически утрачены).

В статье невозможно полное раскрытие темы, остановимся на ряде ключевых положений. Сознание признается основойпсихической сферы, и степень сосредоточения сознания определяет качество проявления всех психических состояний, процессов, функций. Ступени сосредоточения сознания – это блуждающее, инертное, произвольное, однонаправленное и остановленное, каждая из которых детерминирует психические проявления соответствующим аффективно-эмоциональным тоном и качеством познавательных способностей.

Например, при инертном состоянии - сознание «пребывает в замешательстве, недоумении, направленно на все внешние объекты одновременно, отличается неразличающей алогичностью».

При произвольном состоянии - сознание относительно стабильно, но «сосредоточение прерывается актуальными воздействиями: один объект сменяется другим без желания субъекта зафиксировать сознание на избранном объекте».

Нас должно интересовать однонаправленное и остановленное состояния сознания, так как это следующий период развития человечества. По мере овладения этими состояниями сознания человек обретает единство, способность достигать достоверного знания посредством интуиции, способность к преобразованию не только отдельных аспектов, но и существования в целом. Широко обобщая, можно говорить, что проявления однонаправленного сознания духовные учения мира определяют как проявление души; проявление остановленного сознания как проявление духа.

Наука не знает однонаправленного и остановленного состояний сознания, но, очевидно, пришло время и «камень, который презрели строители, стал во главу угла…» (Л.С.Выготский Исторический смысл психологического кризиса). Именно отсутствие знания об однонаправленном и остановленном сознании привело к кризису научной психологии, к положению, когда справедливы слова В.О.Ключевского, что психология раньше была наукой о душе, а теперь об ее отсутствии.

Сегодня человек способен действовать сознательно на физическом, материальном, уровне, но жизнь пронизана чувствами, отношениями, установками, мотивами, которые либо не осознаются, либо осознаются отдельные фрагменты; человек продолжает существовать адаптивно, но не сознательно. Существование в условиях всеобщности и возросшей динамики жизни требует не адаптивной, а сознательной самоорганизации. Парадокс в том, что мотив, свое отношение, установку человек нередко не осознает или смутно осведомлен о них, при этом считает свои действия сознательными. Результатом неосознанных действий становятся заблуждения, фальшь, искажение реальности, результаты, противоположные задуманному. Если мотив, установка, отношение не осознаются (сознание блуждающее, инертное), не приходится удивляться, что современная организация жизни имеет характер неупорядоченности, бессмысленности и безнравственности.

Стадии самоопределения и самоутверждения осуществляются при произвольном состоянии сознания, которое на Востоке считается предварительной стадией сознательной самоорганизации. Сознание многих современных интеллектуально развитых людей имеет произвольную направленность, но перехода на стадию однонаправленного сознания, при котором возможна сознательная самоорганизация, не происходит. Почему?

При неглубоком понимании природы и логики развития сознания невозможно увидеть отличия произвольного и однонаправленного состояний сознания. Но переход от произвольного состояния сознания к однонаправленному требует знания различий между этими состояниями и целенаправленных усилий. Научная психология более ста лет находится в кризисе именно потому, что не имеет полноты знания о природе и развитии сознания, хотя и имеет ряд признаваемых психических феноменов, подтверждающих возможность иметь однонаправленное и остановленное состояния сознания. Незнание различия между произвольным и однонаправленным состояниями сознания является фундаментальной причиной современного кризиса, препятствием к благополучной и эффективной жизни и к разумному созиданию будущего.

Произвольное состояние сознания относительно стабильно, однако «сосредоточенность непрестанно прерывается ввиду актуального избирания объектов», «один объект сменяется другим». Внесем ясность. Например, интеллектуально развитый человек в своей деятельности может длительное время сохранять произвольное - волевое и целенаправленное - состояние сознания, но и в процессе деятельности и при переходе к вопросам, для него менее значимым, не умеет или не считает необходимым поддерживать сознание волевым и целенаправленным. Если состояние сознания не имеет волевого и целенаправленного характера, если оно не контролируется, то обретает характер смешанного, которое отличается либо стремлением к «господству и удовольствию», либо негативизмом, отрицанием; упорядоченности, творчества в мышлении в этом случае не может быть.

Однонаправленное состояние сознания – это состояние непрерывного настоящего, когда ни «следы» прошлого опыта, ни фантазии, ни размышления «о том, о сем», ни образы будущего не присутствуют в сознании. В духовном учении православия, исихазме, это состояние называлось «чистой» молитвой. Чистота и непрерывность сознания открывают перед человеком новый мир, в котором он постепенно приходит к новому знанию себя, своих целей, возможностей. Приходит понимание, что именно то, чем гордился, что прежде казалось достоинством, было окрашено недолжными акцентами, являлось препятствием и привело к неудовлетворенности, страданиям, разочарованиям.

Однонаправленное сознание и есть интегральное сознание, или самосознание в его полноте. Степень сохранения однонаправленности и чистоты определяет степень самосознания. Полноты самосознания, то есть полноты осознания мотивации, особенностей мышления, своего отношения и других индивидуальных предпочтений, человек обретает при однонаправленном состоянии сознания. Некоторое представление об однонаправленном состоянии сознания можно получить, припомнив состояние, когда человек заинтересован, например, чтением интересной книги. При этом «время исчезает». При достижении стабильной контролируемой непрерывности прошлое и настоящее представляется одним, связи прошлого и настоящего становятся очевидными и закономерными. Бессознательное не исчезает, а становится «прозрачным». Большинство людей живут то в прошлом, то в будущем и лишь мгновения в настоящем. Хорошо известное наставление Будды быть «здесь и теперь» означает призыв жить в настоящем. Когда сознание сохраняется в настоящем и в «чистоте», человек способен воспринимать реальность как она есть. Значит, только пребывая в однонаправленном и остановленном состояниях сознания, человек способен знать и преобразовывать себя и свое существование.

Для современного интеллектуально развитого человека важно понимать, что различия между рассудком и разумом – это различия между произвольным и однонаправленным состояниями сознания.

Рассудок – это произвольное сознание, когда мышление опирается на конкретный ум, рассуждающий в устойчивой системе понятий, неизменных схемах, стереотипах мышления. При этом мышление строго подчинено формальной логике, акцентирующей форму, но не содержание; развитие, взаимосвязи не учитываются, предмет исследования рассматривается как нечто неизменное, устойчивое.

Рассудок при столкновении с «непредусмотренными», новыми обстоятельствами, как правило, либо игнорирует их, либо находит обоснование их незначимости. При произвольном сознании (нестабильном и «нечистом») такое свойство ума, как упорядоченность, проявляется как систематизация в рамках устойчивой и узаконенной системы понятий, обычно профессиональной. Рассудок не может обнаружить ни суть, ни причины происходящего, а значит, не обеспечивает достоверность знания. Кроме того, естественным следствием дуальности мировосприятия и мышления (по закону исключенного третьего) является выбор крайних позиций, что не позволяет обнаружить целое, полноту. Рассудок исключает все неизвестное, непонятное, «лишнее».

Разум - это мышление, обнаруживающее суть, закономерности объекта, явления. Разум, прежде всего, характеризуется творческим подходом и сознательным исследованием природы объекта, явления, рассматривая их в развитии, взаимосвязях. Объединяя противоположности, выявляя сущностные причины и движущие силы, разум способен выходить за пределы сложившегося знания. Разум включает, синтезирует. Понимание сути одного явления, объекта позволяет по аналогии обнаружить суть других явлений.

Разум проявляется при однонаправленном и остановленном сознании, при которых упорядоченность ума, творческий подход проявляются во всех аспектах существования.

Несмотря на то что различия между рассудком и разумом известны, они не имеют практического применения. Большинство проблем современного существования человека, наций, человечества рассматриваются на уровне рассудка, формализованного мышления, что, в лучшем случае, обеспечивает кратковременное решение этих проблем. Нередко можно наблюдать, как человек легко и свободно оперирует абстрактными понятиями, при этом остается уверенным, что говорит нечто значительное, новое. Но абстрактные понятия не тождественны абстрактному мышлению. Абстрактное мышление – это разум, сознание. Переход от произвольного состояния сознания к однонаправленному (от рассудка к разуму) требует целенаправленных усилий.

В духовных учениях Востока соединение рассудка и разума называют мостом, АНТАХКАРАНОЙ. «Строительство моста» требует целенаправленных усилий по освобождению сознания от «следов» прошлого опыта и обретения навыков контроля ума (медитации). Сознательное строительство моста, антахкараны, происходит во втором периоде эволюции.

Одним из подходов к постройке антахкараны может служить процесс мышления при рассмотрении объектов в различных системах «готового знания»: физики, психологии, философии, общенаучных знаний. На стыке различных систем рождается новое знание, новое понимание ранее известного. Удерживая сосредоточенное сознание на одном объекте длительное время, можно выявить суть, причины, связи, обрести новое знание. Сбережение человека – это целенаправленное развитие однонаправленного сознания, разума, души. Несмотря на то что людей, имеющих однонаправленное сознание, сегодня больше, чем когда-либо в прошлом, разум, или однонаправленное сознание, целенаправленно не развивается, но человек не может «вдруг» овладеть однонаправленностью. Для одних это вопрос далекого будущего, другим необходимы некоторые усилия, третьим нужны серьезные целенаправленные усилия. Но чем лучше человек знает себя, чем очевиднее для него, что, как и когда он может делать, тем успешнее его жизнь и деятельность, тем больше в его жизни смысла, сил, радости бытия, глубокого удовлетворения и доверия к жизни.

Человек живет среди людей, и, следовательно, национальная специфика должна быть учтена. В этой работе отметим лишь один фактор. В настоящее время важно понимать и не повторять ошибки советского периода. Сами по себе идеи, выдвинутые большевиками, а затем коммунистами, вряд ли были полностью ошибочными. Советский период - это время самоопределения, в нашем случае - время жесткого и ортодоксального материализма, в котором и национальная субъектность, и национальная культура, и национальная история имели материалистическую интерпретацию, различия между людьми были нивелированы, а сознание присутствовало как общее знание. Советское государство стремилось осуществить унификацию людей, этносов, условий, но различия между людьми, этносами не могут быть исключены, тем более в условиях многофакторной неоднородности России. Движение вперед не может быть быстрым, особенно это касается вопросов развития, культуры, идеологии. Нам необходимо «торопиться медленно».

Сознание остается наименее исследованной областью науки, поэтому начать нужно с осведомленности о природе, логике развития сознания, при этом одни примут новое знание, другие отвергнут, кто-то будет сомневаться и колебаться, что естественно и законно. Главное - наличие альтернативы и принцип добровольности, и тогда постепенно мы придем к единству и целостности индивидов, групп, нации, человечества. Человечество переходит в новый период своего существования – ноосферный, сознательный. Продолжая не замечать проблемы сознания, человек обрекает себя на понижение духовных и нравственных запросов, упрощение и деградацию человеческого существования, обратной стороной которых становится бездумное разрастание сферы потребления и нарастающее господство примитивных форм жизни.

Сбережение человека – это сбережение способности жить нравственно и духовно, но способность жить нравственно и духовно должна обрести новое качество.