Краткий словарь

Единство

Принцип равной простоты, объективность

Философия Единства

Человеческий способ существования

Способ действия

Человек

 

В связи с необходимостью очертить картину и смыслы Целого мы должны обратиться как к научному, так и к мистическому знанию. Аналогии позволят обнаружить особенности западного и восточного способов познания и существования и продвинуться в их синтезе, что потребует расширенной интерпретации некоторых понятий и внесения ряда дополнительных, содержание и смыслы которых выявят особенности национального существования.

 

Единство

Мы живем в эпоху, когда все явления, процессы, события, нормы и правила обретают относительный и динамичный характер, и человек стремительно теряет точку опоры. Искомая точка опоры, как утверждал удивительный философ современности М.К.Мамардашвили, это Нечто неизменное, не подчиненное случайностям какой-либо идеологии, границам культуры, социальным или политическим переменам, природным или повседневным катаклизмам в жизни людей. Это Нечто должно иметь характер абсолютной правды.

Однако все, что связано с человеком и зависит от него, всегда будет иметь столько же вариантов понимания и реализации, сколько людей на Земле. «Осуществление правды или нравственного начала возможно только по отношению к тому, что по самой своей природе есть правда» (В.Соловьев. «Чтения о Богочеловечестве»). И это не временно, не конечно, не является тем или другим аспектом существования, не является центром тех или иных потребностей, интересов, не выступает атрибутом чего-либо (демократия, экономика, социальность и т. д.). Правда или нравственность «возможны только тогда, когда в них осуществляется безусловное, выше людей стоящее начало», по отношению к которому каждый человек, явление равны.

Безусловное начало, какое бы имя мы ему ни присвоили, определяет «все интересы, все содержание человеческой жизни и сознания, от него должно зависеть и к нему относиться все существенное в том, что человек делает, познает и производит. (…) все точки жизненного круга должны соединяться с ним равными лучами. Только тогда является единство, цельность и согласие в жизни и сознании человека, только тогда все его дела и страдания в большой и малой жизни превращаются из бесцельных и бессмысленных явлений в разумные, внутренне необходимые события» (там же).

Безусловным началом люди признавали и признают Бога, вкладывая в это понятие не только общие для всех, но и частные для той или иной общности людей смыслы. Сегодня, когда автономное существование наций и народов невозможно, когда позиции церквей не предполагают духовного единения, миллионы людей не вовлечены ни в какие конфессиональные объединения, когда организация человеческого существования на принципах демократии все чаще обнаруживает сбои, недостаточность и все более очевидную зависимость от человека, необходимо обнаружить то, что может быть признано безусловным положительным началом и стать точкой опоры для людей.

Единство Вселенной, интегративная направленность ее развития является научным фактом. Единство есть состояние бытия, которое может быть признано непреложным и безусловным положительным началом существования и столь необходимой для людей точкой опоры (не отменяя религиозной интерпретации безусловного начала и не входя в противоречия с ней).

Почему именно «единство»? Потому, что единство есть безусловный и непреложный факт существования и единство – это состояние бытия, полнота жизни: будь то человек, нация, человечество или Вселенная. Единство как безусловный принцип может быть представлено и как начало, и как иерархия, и в то же время может быть индивидуализировано. Полнота и целостность жизни, или единство, каждого уровня становления бытия, в том числе человеческого, а значит, единство человека, нации, человечества – неопровержимое условие существования, осознаем мы это или нет. Почему же единство человечества, нации, человека не очевидно и порой кажется маловероятным?

Современная наука в последней четверти двадцатого столетия пришла к фундаментальным открытиям, позволяющим на основе общенаучных принципов сформировать научную картину мира, выступающую инвариантом дисциплинарных онтологий. Однако, ни в политической, ни в социальной, ни в индивидуальной жизни новое, универсальное понимание мира не находит должного места и, можно сказать, никак не влияет на человеческое существование. Новое понимание мира и человека и их взаимосвязанности и взаимообусловленности позволяет решить многие, если не все, проблемы человечества, и России в частности.

Единство обеспечивает принцип универсального эволюционизма, который является универсальным «принцип равной простоты».

 

Принцип равной простоты, объективность

Большинство актуальных проблем и экологический, в самом широком смысле этого слова, кризис современности являются порождением материализма. В соответствии с материализмом такие понятия и категории, как сущность, субъектность, разум, сознание, нравственность, духовность, являются вторичными, существующими только «в голове человека», что привело к нежизненным формам и способам организации индивидуального и общего существования. Например, может ли быть организована жизнь человека и наций на подлинно гуманистических основаниях, если человек и в общественных науках, и в общей социальной организации жизни известен только как объект, а человеческое Я, субъектность, не признается реальностью, неизвестно ни по сути, ни по содержанию? Субъектность наций, одним из выражений которой служит направленность и избирательность существования, тем более вопрос без ответа.

Сто лет назад, во время кризиса физической науки, ученые пришли к философскому выводу: «материя исчезла». Но ни философский вывод физики, ни открытие самоорганизующихся систем и нелинейных сред – фундаментального среза мироздания, ни открытие научной картины мира на основе принципа универсального эволюционизма не изменили принципиальный материалистический подход к существованию. Современная наука признает неправомерность взгляда на мир только с позиций философии материализма, утверждая, что подобный подход является односторонним. Открытая самоорганизующаяся система, в том числе человек, нация, человечество, только тогда становится самоуправляемой, конструктивно организованной и эффективной, когда имеет четкую структуру и функции.

Понимание структуры объекта в терминах духа, души и тела все активнее вытесняется миропониманием в терминах взаимодействия энергий. Представители естествознания используют этот термин по отношению к материальному миру, но и в философии, психологии и других гуманитарных науках, и нередко в обыденной жизни, понятие «энергии» используется все чаще. Если иметь в виду содержательные характеристики этого термина: мера движения, деятельности, - то употребление таких выражений, как «жизненная энергия», «психическая энергия», вполне оправданно.

Структура атома и аналогичная ей структура элементарной частицы хорошо известны и, как мы увидим далее, вполне могут быть признаны принципом равной простоты, способным стать универсальным ключом существования, при условии, что атом мы будем рассматривать как самоорганизующуюся систему. Любая самоорганизующаяся система состоит из компонентов, имеющих онтологически самостоятельный статус: активного, пассивного и нейтрального начал, интерпретируемых в общезначимой - философской и общенаучной – системе понятий и категорий. Все три компонента присутствуют в любой системе, но, имея различную природу и функции, не могут быть сводимы или выводимы один из другого. Каждая самоорганизующая система включает:

активность – сущность, код;

пассивность – материю, объективирующий контур;

нейтральность – механизм самоорганизации нематериальной природы (нейтрон, чувствительность, раздражимость, инстинкт, сознание).

В зависимости от сущности и удельного веса компонентов система может быть отнесена к идеальным, психическим или материальным (природным). Согласованное функционирование системы обеспечивает единство.

За пределами узкого круга ученых-физиков материализм остается учением, детерминирующим все политические, социальные, образовательные и прочие процессы. Трудность, по всей видимости, заключается в отсутствии гуманитарной картины мира. Ни человек, ни его жизнь, ни его развитие, ни социальные, и тем более нравственные и духовные аспекты существования не имеют и не могут иметь непротиворечивой материалистической интерпретации. Например, утверждение, что мир дискретен и в нем нет никаких всеобщих законов, что законы – это абстракции, существующие только «в голове» человека. Но законы – это устойчивые и повторяющиеся связи и отношения, являющиеся механизмами самоорганизации любой самоорганизующейся системы: атома, человека, человечества, Вселенной. Со времени классической науки одним из основных критериев научности, обоснованности признается объективность. Однако классическая рациональность исключила из сферы своих интересов субъекта, сознание, цель, и объект стал тождествен объективности. Но объективность и объектность не тождественны: без субъекта нет объекта, без сущности нет явления (плюс механизм их связи). Понятия объективности и объектности не разведены по смыслу и содержанию, и потому нередко можно наблюдать, как объективность подменяется объектностью, то есть объект рассматривается без субъекта (сущности) и механизма их связи, которые фактически неизвестны или весьма неопределенны. И если в природных, материальных системах подобный подход не создает трудностей и противоречий, то на человеческом уровне существования это неизбежно приводит к системному кризису.

Объективность как критерий достоверного, адекватного действительности знания продолжает оставаться неоднозначной. Все чаще утверждается, что системный подход конкретизирует объективность. Но почему объективная система – это всегда материальная система? Если, как справедливо утверждает материализм, система всегда имеет сущность, или код, если без сущности нет явления и без субъекта нет объекта,если одно (материя) не может быть без другого (сущности), то почему материя первична? Почему сущность – производное материи?

В своей итоговой книге «Человек и мир» отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн утверждает, что необходимо отказаться от «безразличного» отнесения систем к материальным, без фундирования их в существе».

Признание универсальной структуры позволяет обнаружить ранее неизвестный уровень связей мира – универсальный, который способен решить проблему дихотомии духа и материи, объединив их в единство, разрешить множество противоречий мира. Так, категории нравственности и духовности могут перейти из норм морального долженствования, зависящего от времени, места и человека, в научно обоснованные категории существования человека.

 

Философия Единства

Человек, как бы ни был он далек в своей повседневной жизни от философии, всегда имеет мировосприятие и миропонимание, даже если оно имеет диффузный и противоречивый характер. И на основании своего миропонимания человек организует жизнь. Современному человеку западной культуры или получившему западный тип образования присущ дуальный тип восприятия и отношения к миру: человек и мир.

Мировосприятие человека классического Востока целостно, не дуально, и, несмотря на существование в нем материалистических, идеалистических и недвойственных философско-религиозных учений, мир и человек в нем всегда рассматриваются как целостный организм.

Очевидность системного кризиса, охватывающего все сферы жизнедеятельности человечества, не вызывает сомнений. Следовательно, необходимо обратиться к тому, что лежит в основании всей современной модели существования – материализму, как идеологическому контексту современного существования западной цивилизации, на принципах которой в настоящее время организуется общечеловеческая жизнь. Одно то, что на протяжении существования людей присутствуют, сталкиваются и противоборствуют два подхода к реальности: материализм и идеализм, имеющие фундаментальные философские основания и представленные выдающимися мыслителями, - заставляет задуматься и обратиться к поиску их синтеза, как универсального, выражающего множественность и сохраняющего целостность и единство.

Парадоксом современной философии материализма является неосознаваемый процесс повторения пути познания, не раз проделанный в истории философии (например, Аристотелем): начать с материализма, чтобы в конце концов перейти полностью или частично в философию идеализма или частично признать положения обеих систем.

Главным камнем преткновения, породившим и продолжающим плодить проблемы человеческого существования, является отказ материализма считать, что духовное и психическое имеют субстанциональную основу и онтологический статус, что противоречит современной научной картине мира. Таким образом, если говорить о человеческом существовании, субъектность, Я, сознание, психика исключаются из реальности и ими можно пренебречь, что и имеет место.

Основанием философии Единства могут служить:

- постнеклассический вариант научной картины мира (1);

- философия энергетизма (2);

- философско-религиозные учения недуального характера (3);

- признание, что типы философии отражают типы сознания (4).

На этом этапе исследования остановимся только на последней позиции: тип философии отражает тип сознания. Мы убедимся в этом, если припомним, что в основании всех типов европейской рациональности и, стало быть, культуры Запада в целом, лежит признание тождества бытия и сознания, открытое Парменидом. В понимании древних греков сознание – это созерцание, интеллектуальное озарение и одновременно Истина, Добро, Благо. Сведение сознания к логическому мышлению греками не допускалось.

Перечисленные характеристики есть сознание в состоянии созерцания, то есть тождество бытия и сознания справедливо при условии, что сознание пребывает в состоянии созерцания, что легко обнаружить при знакомстве с описаниями великих научных открытий.

Как известно, в Новое время наука отказалась от целого ряда положений античной рациональности (тип мышления, принятый в античности, был заменен формально-логическим мышлением), но не отказалась от тождества бытия и сознания. Последующие типы рациональности размывали принцип тождества, то есть выяснялось, что сознание не всегда тождественно бытию.

Что же, Парменид, древние греки ошибались?! Но современная наука по целому ряду основных положений вернулась к античной рациональности.

Ответ легко обнаружить, зная природу сознания. Сознание может находиться в состоянии: блуждающем, инертном, произвольном, однонаправленном и остановленном (созерцания). И только в состоянии созерцания сознание тождественно бытию. Повторим, западная культура не только отказалась в свое время от созерцания, но и заменила сознание формально-логическим, линейным мышлением.

Кроме того, неклассическая наука признала зависимость познания от субъекта, что нашло подтверждение, например, в открытых К.Г.Юнгом (до настоящего времени по достоинству не оцененных) типах избирательности и направленности сознания человека: на объект, на субъект и равнонаправленный (у К.Юнга – ритмический). Сознание каждого человека может быть направлено на объект, на субъект и равнонаправлено, но обычно один из типов становится доминантным. Типы сознания, обусловливающие тип мировосприятия и самоорганизации человека, в философских и духовных системах Классического Востока были известны с древнейших времен, например, «Йога-Сутры Патанджали», II - IX вв. до н. э. (дата создания йоги остается спорной).

Можно утверждать, что философия материализма выражает экстравертный тип сознания - направленный на объект; философия идеализма – интровертный тип – направленный на субъект; философия недвойственности – амбивертный тип сознания.

В состоянии созерцания сознание свободно от личных ограничений, в том числе преобладания экстраверсии, интроверсии, амбивертности. Другими словами, в состоянии созерцания восприятие реальности не имеет объектный, материалистический, или субъектный, идеалистический, подходы. Реальность как она есть всегда единство объекта и субъекта через механизм связи между ними, следовательно, подход к реальности должен включать следующие компоненты: объект, субъект и сознание (у человека).

 

Человеческий способ существования

Способ существования – это тип активности человека, нации, одним из выражений которой является избирательность и направленность существования.

Принципиальным отличием, качественной определенностью существования человека является наличие у него сознания и способности к сознательному действию и деятельности. Тип сознания, а их всего три, соответствует типу активности, или субъектности. Подобно тому как в структуре атома нейтрон стабилен только в атомном ядре, то есть в связке с протонами, так и сознание человека во многих случаях нестабильно, но если направленность и избирательность субъекта существования известна, то сознание имеет аналогичную направленность и избирательность. В этом случае жизнь субъекта: человека, нации, человечества – обретает стабильную избирательность и направленность, целеполагание и целесообразность. Другими словами, тип активности и тип сознания всегда идентичны и определяют способ существования человека, по аналогии с человеком могут быть рассмотрены нации.

В XX веке наука пришла к пониманию, что человек и человеческие сообщества организуют собственное существование в соответствии с типом сознания, интегральным механизмом мировосприятия и самоорганизации, выражением которого является тип культуры и цивилизации. Хорошо известны и признаются такие типы сознания, как экстраверсия и интроверсия, и соответствующие им типы западной и восточной цивилизаций (техногенной и традиционной). Так же как третий тип сознания – амбивертный, не столь очевиден, ибо имеет выраженную тенденцию к равновесию экстраверсии и интроверсии, внешнего и внутреннего, так и тип цивилизации – евразийский, если по традиции следовать географической терминологии, почти неизвестен.

Техногенная, или Западная, цивилизация в качестве доминанты имеет экстравертный тип сознания, ориентированный на объект, внешнюю среду. Отсюда ценности: активность направлена на внешнюю жизнь, преобразование природы, материальной и социальной жизни людей, познание сосредоточено на объективном мире.

Традиционные цивилизации, представленные классическим Востоком, в качестве доминирующей тенденции, определяющей культуру и цивилизацию, имеют интровертный тип сознания и культуры. Общая направленность и избирательность существования стран классического Востока, а значит, и традиции и ценности ориентированы на субъективное развитие: активность, выраженная духовным и религиозным многообразием, направлена на преобразование внутреннего человека, его саморазвитие, что требует большего времени и стабильных условий существования.

Третий тип наций наряду с нациями Евразийского Эллипса включает нации и народы Южной Америки, Африки. Ведущий тип сознания – амбивертно-синтетический, равнонаправленный, что и определяет активность, равнозначно направленную на ценности духовной и материальной, внешней и внутренней жизни, адаптированные к национальной специфике. Тип развития более медленный, так как синтез требует больших усилий и времени. Развитие наций такого типа имеет два варианта: двойственности и/или синтеза внутреннего и внешнего, объективного и субъективного.

Перечисленные типы человеческой активности и обусловленные ею типы сознания, культуры являются способами человеческого существования, и, несмотря на то что в каждом человеческом сообществе имеются представители всех трех типов активности, или трех способов существования, каждое человеческое сообщество или группа сообществ имеет доминирующий тип культуры и способа существования.

В процессе эволюции, когда приходит время общечеловеческого существования, каждая линия, или тип развития, «подтягивает» аспекты существования, ранее выступавшие в качестве дополнительных, и адаптирует их к основным. XX век – время Великого Перехода, как его определяют древние источники Классического Востока, или перехода от биосферного к ноосферному существованию, как утверждает современная наука.

Три типа цивилизаций, обусловленных типом активности и сознания, – это субъекты существования, назовем их субъектами первого порядка, рассматриваемые как качественная определенность человеческого способа существования. Три типа цивилизаций составляют структуру единого человечества, или структуру Большого Человека:

 

Западная -

внешняя жизнь

Амбивертная - внутренняя и внешняя жизнь

 Восточная –

 внутренняя жизнь

 

Способ действия

В отличие от всех природных существ, детерминированных генетическими и внешними факторами, человек обладает двумя видами механизмов самоорганизации: инстинктивным, адаптивным, и сознательным, преобразующим. Следовательно, способов действия у человека два: инстинктивный и сознательный. Мы не будем вступать в дискуссию об инстинктах человека, признавая понятие «инстинкт» слишком жизнестойким и общеупотребимым, чтобы его исключить. В контексте, заданном содержанием сайта, инстинкт – это врожденный механизм видовых способов реагировать, действовать и реализовывать потребности жизнедеятельности. Средний между инстинктом и сознанием способ действия как результат научения – навык, мы условно отнесем к инстинктивному способу, так как, если научение закреплено, действие совершается автоматически, практически не требуя работы сознания.

Соотношение между механизмами самоорганизации человека – это соотношения адаптации и преобразования. Как в эволюции, так и в жизни отдельного человека по мере развития адаптивный способ постепенно сменяется сознательным, преобразующим внешние и внутренние условия: чем более развит человек, тем более способен он к преобразованию, творчеству в самом широком смысле слова.

Современный этап человеческой эволюции с точки зрения развития сознания и возможности сознательно действовать обнаруживает юный возраст человечества. Сегодня подавляющее количество людей способны сознательно действовать, только когда речь идет о физическом мире, что не предполагает осознания чувств, отношений, мотивов, установок и пр. Нельзя сказать, что люди совершенно не осознают перечисленных психологических феноменов, но осознание отношений фрагментарно, ситуативно: такие факторы, как время, пространство, процессуальность, связи, в осознании, можно сказать, не учитываются. Современная жизнь практически исключает чисто физические действия – всегда присутствует то или иное чувство, отношение, всегда есть мотив, установка, и человек бессознательно адаптируется к условиям. Не осознавая внутренние условия, человек обрекает себя на неполноценное, зауженное существование или подавление потребностей, которые, накапливаясь, проявляются бесконтрольно и нередко в неадекватных формах. Вся проблематика нравственности/безнравственности – это проблематика отсутствия осознанных отношений – нормы и правила выполняются бессознательно. Нравственность как исполнение норм, правил, морали уходит в прошлое; приходит (крайне, крайне медленно) время осознанных взаимоотношений. Человечеству предстоит новый большой период развития: период осознанных, нравственных, взаимоотношений. Кроме перечисленных общих тенденций необходимо остановиться на особенностях способов действия в различных культурах.

Способы действия в культуре Запада и Востока принципиально отличаются. Западная культура и цивилизация, в основе онтологии которой дуальное отношение – мир противостоит человеку и его необходимо покорить, познать, преобразовать, - вырабатывает силовой способ действия.

Культура Востока признавала мир и человека в нем целостным организмом, существующим в единстве, что породило иной способ действия: резонансный и кооперативный.

На протяжении долгих веков, да и сегодня, мировосприятие и способ действия, органичный для людей Востока, европейский ум не признавал рациональным, достойным познания и освоения. Современная наука, основываясь на достижениях синергетики, космологии, в настоящее время активно формирует новые подходы к взаимодействию и согласованности частей целого, основанных не на силовых принципах, а на резонансе и кооперации.

В России оба способа действия: и силовой, и резонансно-кооперативный – всегда присутствовали. Силовой принцип действия хорошо известен (многим кажется, что он единственный). Однако в отечественной культуре существовали феномены, имеющие непосредственное отношение к недвойственному мировосприятию и резонансно-кооперативному способу действия: исихастскаятрадиция, оказавшая глубокое влияние на православие, идеи почвенников, философия космизма. Эти феномены аналогичны восточному типу онтологии и способу действия, но были утрачены (исихазм) или не получили распространения (космизм). И исихазм и космизм являются генетически органичным порождением нашей субъектности, следовательно, резонансный и кооперативный способы действия не только присутствуют в различных, иногда упрощенных, формах, но могут стать естественным для россиян способом взаимодействия. Задача, стоящая перед нацией, - сформировать резонансный и кооперативный способ действия в системе общенаучных и общечеловеческих понятий.

 

Человек

Природа и суть национального существования заключается в раскрытии смыслов и самоорганизации человека, общества и государства на основе общечеловеческого способа существования, следовательно, центральным ядром нашей идеологии как системы организации нашего существования должен стать Человек.

Одним из базовых представлений гуманизма как общей направленности существования людей является потребность человека в мире и гармонии, с тем чтобы он мог конкретно осуществить свою судьбу.

Человек, как и любая самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, определяется универсальной структурой: активностью–нейтральностью-пассивностью, - которая на человеческом уровне существования имеет следующее выражение: субъект – сознание – личность. Все три компонента системы имеют онтологический статус, различную природу, функции и являются взаимозависимыми подсистемами. Несмотря на врожденность (изначальную данность) и взаимозависимость, каждая подсистема является саморазвивающейся, то есть развивается, развертывается изнутри, имеет определенную заданность в рамках общечеловеческого диапазона. Развитие подсистем: субъектности, сознания и личности – имеет свою последовательность как в жизни отдельного человека, так и в человеческой эволюции: от организма через психику, сознание – к субъектности.

Мы сосредоточимся на становлении человека – субъекта существования, и на человеческом способе существования, то есть на том, что обеспечивает единство человеческой жизни, утверждение самобытия и гармонии с миром, на том, что в личной жизни человек называет полнотой и счастьем.

Человеческий означает сознательный способ существования и действия, что предполагает знание смысла жизни, который определяет направленность и избирательность жизни, структурирует время, пространство, потребности, превращая жизнь из череды непонятных, случайных событий, неоправданных ожиданий и неизбежных разочарований в разумное целеполагающее и целесообразное существование. Человеку необходимо дать знание, позволяющее самоопределиться, и навыки самоорганизации с опорой на Смысл, Силу и Радость! Но и смысл, и силу, и радость не в конкретных формах, а в общей картине и смыслах человеческого существования, закономерностях смыслообразования и способах самоорганизации.

Существование человека и общества более полноценно, эффективно, свободно от насилия и запретов, обладает жизненностью, когда человек, общество самоопределились и имеют возможность удовлетворять собственные потребности, ценности и смыслы. Целостное понимание мира, человека, оптимистическое отношение к себе, людям, жизни являются принципиальным фундаментом как для организации личной жизни, так и для эффективной деятельности, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми и обществом в целом. Свобода, творчество, удовлетворение потребностей в неразрывном соединении с ответственностью и нравственностью могут становиться нормой при широком психологическом просвещении, вооружении человека умениями и навыками самопознания, самоопределения и самоорганизации личных потребностей, ценностей и смыслов, индивидуальных особенностей. Человек, живущий полноценной жизнью, становится активным гражданином и патриотом.